Прикладная магия
Вступление
Невозможно не признать, что жизнь людей изменяется от года к году, от века к веку. И изменяется довольно сильно. Кроме естественного природного изменения мира, происходит и изменение искусственное, то есть спровоцированное людьми, как следствие реализации тех стимулов, которые заложены в людях матушкой-природой. А стимулов тех отнюдь не мало. Это и желание выжить, как отдельной особи, так и стаи, племени, рода, нации. Это и необходимость продлить себя в потомстве, и, впоследствии, защитить это потомство. А, когда эти базовые задачи оказываются худо-бедно решенными, наступает необходимость оптимизировать свое существование за счет снижения затрат сил и расхода ресурсов. Так человек, еще в глубокой древности, вместо того, чтобы тратить много сил на обламывание ветокдля костра, взял в руки каменное рубило, а, затем и топор. Вместо того, чтобы гоняться за дичью по лесным просторам, стал выкапывать охотничьи ямы, а, в дальнейшем и создавать ловушки сложной инженерной конструкции. Дальше - больше. Для охоты приручались ловчие птицы и дикие предки собак, для перевозки тяжестей - крупные животные - лошади, быки, слоны. Позже пришло время использования в качестве источника энергии проявления "неживой" природы: воды текущей, воды падающей, воды кипящей и замерзающей, ветра и огня.
По большому счету, все развитие цивилизации происходит как бы от лени. По определению Льва Николаевича Толстого, лень - это просто неправильная активность (рассказ "Три отшельника"). Вполне может быть, что некий неведомый гений далекого прошлого, вместо того, чтобы привычно таскать бревна сухостоя для костра на собственном горбу, денек - другой лениво чесал затылок, неверно направил свою активность на попытку найти оптимальный путь от требуемой сухостоины до родного кострища, испытал внезапное озарение, поняв, что предмет размышлений вполне можно, не мудрствуя лукаво, спихнуть в лоно ближайшего ручья, после чего, налегке пробежавшись вниз по течению, упомянутый предмет извлечь из воды в непосредственной близости от места применения. Возможно, кое-кто из соплеменников, которым верность традициям не позволила опуститься до поиска легких путей в жизни, и проклинал втихомолку скорого на выдумку лентяя, однако же, хотя имя его в веках и не сохранилось, метод живет и по сей день. Честь ему за это и хвала!
Разумеется, далеко не все идеи, направленные на облегчение собственной жизни (а также на восстановление справедливости, овладение излишествами и т.д.) оказались возможны к скорейшей реализации. Кое-что и до наших просвещенных времен осталось лишь в виде благих пожеланий. А кое-что, из того, что было таки реализовано, оказалось незаслуженно забыто и недоступно для повторения еще долгие годы.
Нельзя коротко не оговорить основных векторов направленности целей и методов удовлетворения потребностей собственной лени и иллюзорных построений у человечества в целом и у отдельных людей, в частности.
Во все времена основным и наиболее приемлемым вектором заинтересованности являлась власть над окружающим миром, живым и неживым. Эта тенденция включала в себя перемещения в пространстве, обеспечение пищей, одеждой и кровом, перекладывание на других работы с высокими трудозатратами. Основными же методами в достижении этих целей были, есть и будут попытки (зачастую весьма успешные) освоения прикладного применения законов окружающего нас мира. Именно на этой информативной основе зародилось и выросло здание современной науки, именно она легла в основу вековечной (и зачастую воплощаемой!) мечты всех лентяев мира о прикладной магии.
Определимся с терминологией
Когда разговор заходит разговор о тех материях, в которых собеседники не являются специалистами, возникают некоторые разночтения и общее недопонимание. Нередко можно наблюдать людей, далеких от медицины, спорящих именно на медицинские темы, и людей, далеких от вопросов управления социальными группами, спорящих о высокой политике. И, если не многие отважатся назвать себя специалистами в области, например археологии или вычислительной техники, то практически каждый второй считает, что так или иначе разбирается в политике, медицине, магии и воспитании детей.
И, поскольку речь у нас идет все-таки о явлениях, проходящих по классу феноменальных и непознанных, в частности о том, что многие называют магией, не худо было бы определить формальную сторону предмета разговора.
Итак - Магия…
Областей ее проявления – немерено. С этой точки зрения адепты любой ее области могут давать свои частные, порой взаимоисключающие, определения и будут, по-своему, правы. Однако ж, хотелось бы начать с фундаментального.
Для затравки – пару постулатов…

Постулат первый: Не существует явлений сверхъестественных. Все явления, которые кто-то считает таковыми, определяются лишь степенью нашего незнания и непонимания законов окружающего нас мира. (В конце концов, и боги – лишь часть мира, в котором мы существуем.)
Постулат второй: Все люди используют магию в повседневной жизни. Просто одни используют ее не задумываясь об этом, так же естественно, как ходят и дышат, другие задумываются и пытаются освоить магию, доступную им, как можно более правильно и эффективно, а третьи, осознав некоторые проявления магии, начинают носиться с ними, как дурни с писаной торбой, почему-то считая, что это частичное приобщение и частичное же овладение причисляет их каким-то образом к сонму избранных и посвященных, вознесенных над всеми остальными. К магии люди начинают обращаться тогда, когда собственный опыт говорит им: стоп, ты вляпался в процесс, механизма которого ты не понимаешь, но который, тем не менее, совершенно однозначно проявилсяна физическом плане, изменив каким-то образом либо тебя самого, либо окружающую тебя среду обитания.
Попытаюсь, для начала, дать обобщенное определение понятию «магия», поскольку распространенные и общепринятые определения чересчур противоречивы для того, чтобы их можно было использовать для корректного рассуждения.
Магия – физические процессы, происходящие в объективной реальности, механизма которых мы не понимаем (или понимаем не полностью), но, на протекание которых способны оказывать воздействие.
Небольшое отступление. Зачастую люди, практикующие магию в самом широком спектре и пытающиеся дать объяснения своей деятельности, склонны путать реальные магические факторы, действия и события с теми иллюзорными моделями, которые они сами создают для себя, чтобы облегчить себе ориентацию в той области магии, которую они практикуют. Чего стоит, например, выражение «концентрация негативной субстанции биополя» или «нейтрализация геопатогенных структур, созданных отрицательными эмоциями в жилом помещении». Такого рода «описание» магических проявлений в наше время встречается в огромных количествах. Происходит это чаще всего потому, что люди, обладающие магическими способностями, пытаются либо «оконтурить» свои знания по мере сил, либо придать себе большую значимость, применяя в своих объяснениях наукообразную терминологию, совершенно не заботясь о том, что подавляющее большинство используемых ими терминов имеют свое, строго определенное в научных кругах значение, как правило, не соответствующее тем явлениям, которые ими пытаются описать.
Например, врач, использующий для лечения клиента лазерную установку, гарантированно не представляет себе всех процессов, происходящих в рабочем теле квантового генератора, но, тем не менее, может включить и выключить прибор, может прогнозировать (на основе ряда опытных применений) результат воздействия лазерного излучения на пациента. Можно еще проще. Человек, нажимающий кнопку вызова лифта, вряд ли станет задумываться, что он приводит в действие проявление технической магии.
Уже предвижу возмущенные упреки в недопустимости упрощений и утрирования в столь деликатной области. Отнюдь и отнюдь! Я прекрасно (и не понаслышке) знаю, что подготовка хорошего мага – процесс длительный и трудоемкий, а постижение любой области магии, будь то физика атомного ядра, искусство написания действенной медитативной музыки или овладение мастерством разгона облаков голыми руками требует огромных усилий, полной самоотдачи и многих лет жизни. Хочется лишь, чтобы люди, открывая для себя магию, (перефразируя известное высказывание Остапа Ибрагимовича), не делали из магии культа. Последствия неизменно бывают фатальными, что можно видеть на примерах всех современных клерикальных структур.
Целью любой деятельности человека является создание условий, при которых он окажется способен защитить себя и свое потомство (свой род) от внешнего деструктивного воздействия. Эта цель существует на уровне безусловных рефлексов и, при прочих равных условиях, является основной и единственной. Овладение магией есть лишь один из возможных путей достижения этой цели. И, господа, поверьте, это полностью согласуется с основными законами мира, в котором мы с вами существуем.
Несомненно, возможны исключения. Бывает порой, что магия оказывает деструктурирующее влияние на сознание человека, после чего, не в силах уже осознать, что неизбежная порой необходимость разрушать не должна быть довлеющей над необходимостью созидать, маг начинает ломать все подряд, неизбежно наращивая энтропию собственного локального микрокосма. Понятно, что, если позволить идиоту разводить костер на пороховом складе, он наверняка этот склад подорвет. И правильное решение не только в том, чтобы не пускать идиота на этот склад, но и в том, чтобы не давать ему спичек. Однако, вышесказанное хотя и не редкий, но, все-таки частный случай практической магии.
Еще одна причина того, что человека может неудержимо влечь к магическому промыслу, в том, что у многих слабых телом или духом порой рождаются нездоровые иллюзии, будто с помощью магии можно здорово облегчить себе жизнь. Не сумел личными качествами обаять понравившуюся женщину – можно прочесть приворотное заклятье или подлить соответствующее зелье объекту вожделения. Не смог обрести уважение коллег по работе и подчиненных – можно провести сеанс камлания и обрести желаемое с помощью магических сил. И т.д. и т.п... Уже не говоря о том, что описанные субъекты – очевидные кандидаты на усиленный курс оздоровительных мероприятий в известной в своем роде здравнице имени генерала Алексеева (бывшей им. Кащенко), так они еще и активнейшим образом дискредитируют само понятие магии.
Кроме того, зачастую возникает еще один вопрос, существенный для того, кто пытается вникнуть и разобраться в указанной проблеме. Вопрос в том, что же общего, терминологически и практически, в понятиях "магическое" и "аномальное"? Общее, прежде всего в том, что и то и другое вызывает повышенный (а, зачастую, и нездоровый) интерес у почтеннейшей публики. Но, если "магическое", как уже было сказано, лишь использование в неких утилитарных целях законов природы или механизмов той или иной степени сложности, созданных искусственно, то "аномальное" - это события и явления, происходящие в полном соответствии с законами природы (и, возможно, не изученные на данный момент), но имеющие период повторения многим больший периода потенциального наблюдения, например месячного, годового цикла или периода человеческой жизни, например. Хотя достоверность событий вполне может быть одинаковой, вне зависимости от того, имеет это событие период повторения, сравнимый с возрастом галактики (Большой взрыв, например) или же событие повторяется с частотой несколько миллионов раз в секунду (как колебания тактового генератора в процессоре компьютера).
А поскольку в современном нам обществе на настоящий момент тенденция непосредственного потребления серьезно доминирует над тенденцией познания и изучения, то и такие понятия, как магия и аномальные явления, если и не полностью понимаются, то уж, по крайней мере, полностью одобряются и поддерживаются.
За и против
Еще ни одна область человеческой деятельности будь то деятельность практическая или умозрительная не развивалась гладко и безмятежно. Что уж тут говорить об обширной области аномальных или феноменальных явлений и экспериментов. Так же, как и в любой другой области познания, тут существует сложнейшее переплетение и разнонаправленных интересов, и чьих-то нереализованных амбиций, и прямого умысла, как злого, так и благого. Корректные физические эксперименты маскируются откровенными подтасовками. Адекватность объективного анализа компенсируется псевдонаучными спекуляциями. Попытки создания стройных научных теорий на прочной базе реальных феноменов и детерминированных событий старательно разбавляются дешевыми популяризаторскими манифестациями на уровне бытовых сплетен. Честные попытки "загнать" разнузданную стихию домыслов и фольклорных изысков в рамки формальной науки наталкиваются на стену полного неприятия со стороны науки официальной (почувствуйте разницу!).
Вот живой пример. В марте 1999 года появляется на свет любопытный документ: " Обращение Президиума Российской Академии Наук, принятое постановлением от 16 марта 1999 г. № 58-А. Научным работникам России, профессорам и преподавателям вузов, учителям школ и техникумов, всем членам российского интеллектуального сообщества." В котором, в частности говорится:" В настоящее время в нашей стране широко и беспрепятственно распространяются и пропагандируются псевдонаука и паранормальные верования: астрология, шаманство, оккультизм и т. д. Продолжаются попытки осуществлять за счет государственных средств различные бессмысленные проекты вроде создания торсионных генераторов. Население России оболванивается теле- и радиопрограммами, статьями и книгами откровенно антинаучного содержания. В отечественных государственных и частных СМИ не прекращается шабаш колдунов, магов, прорицателей и пророков. Псевдонаука стремится проникнуть во все слои общества, все его институты, включая Российскую академию наук.
Эти иррациональные и в основе своей аморальные тенденции, бесспорно, представляют собой серьезную угрозу для нормального духовного развития нации.
Российская академия наук не может и не должна равнодушно взирать на беспрецедентное наступление мракобесия и обязана дать ему должный отпор. С этой целью Президиум РАН создал Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований."
При этом, стоит отметить, что в обращении не упоминаются определенные структуры, в прямую обязанность которых входит именно упомянутая антинаучная деятельность, типа различного рода религиозных конфессий. Не упоминаются также чисто академические научные проекты, осуществленные именно за государственный счет и оказавшиеся в результате бессмысленными, типа достопамятного проекта создания систем управляемого термоядерного синтеза. На создание знаменитых ТОКАМАКов были затрачены средства, по сравнению с которыми все запросы всех ныне здравствующих астрологов, шаманов, оккультистов и паранормальщиков вместе взятых воспринимаются в виде карманной мелочи на мороженое.
Из вышеприведенного, помимо всего прочего, можно сделать вывод, что оболванивание информацией чисто научного содержания не является аморальным.
Да и к чему осуждение? В условиях дикого рынка борьба за место у порядком оскудевшей государственной кормушки принимает порой довольно резкие формы.
Еще одним поводом усомниться в искренности подобного рода манифестаций является оценка деятельности в этой области наших заклятых друзей из североамериканских штатов. Трезво оценивая недосягаемый уровень меркантильности земляков кока-колы, невозможно усомниться в том, что уж деньги-то они считать умеют. И, конечно, ни в коем случае не станут их бросать на ветер, финансируя многомиллионные программы по упомянутым тематикам.
Трактовки интересных направлений
Итак, что же на сегодняшний день владеет пытливыми умами наших беспокойных сограждан? Какие идеи близки сердцу простого постсоветского человека? Имя этим мыслям - легион. Ибо, видимо в качестве противовеса безысходности окружающей действительности, люди изо всех сил стараются создать свой собственный мир приятных и не очень приятных, но, зато, весьма будоражащих нервы, виртуальных образов. И, надо признаться, что, поскольку образы эти зачастую имеют в своей основе все-таки вполне реальные факты и события, то и виртуальность создаваемых образов не вдруг и понимается, а, зачастую, имеет странную особенность внезапно оборачиваться самой, что ни на есть объективной действительностью.
Не имея, однако, намерения слишком вольготно "растекашись мысью по древу", попробуем выделить лишь два основных направления. Первое - то, что относится к анимизации, то есть к одушевлению живых и неживых объектов, окружающих человека, иначе говоря - относящееся к области духов и энергоинформационных полей, и, второе - существованию антропоморфных, то бишь человекообразных, биологических объектов с внешней системой управления мотивацией, в миру именуемому - зомби.
Мир окружающих духов
Духи, привидения, призраки, ведьмины поляны, проклятые места, аномальные зоны… И дела даже не в том, верить в это или нет. Эти понятия и образы уже настолько прочно вошли в нашу жизнь, что даже не существуй эти явления в реальности, они неизбежно появились бы, как реакция окружающего мира на тот психический потенциал, который был вложен в них многими людьми.
Правда, положа руку на сердце, нельзя не отметить, что подавляющее большинство рассуждений на эту тему напоминает, скорее, "тусовочную" говорильню, с применением специфического мистически неопределенного жаргона. И тематика эта рассматривалась, как "вещь в себе", безотносительно той или иной базовой сферы социального бытия. И практически никто (за редчайшим исключением) не рассматривал эти явления, как полноправный операнд теории передачи информации и обработки информационных массивов.
Мы существуем в мире материальном. (Абстрагируемся хотя бы на время от идеалистических стенаний несознательной части экзальтированных прогуманитарно настроенных субъинтеллектуалов). А в материальном мире невозможно наличие никакой информационной структуры, не имеющей материального носителя. И, в принципе, любой объект, имеющий возможность длительного сохранения некоторого поля неоднородности в заданных пределах, может являться таким носителем. (Понятие информации при этом можно определить, как меру неоднородности на единицу физического объема.) К примеру, в качестве носителя информации можно рассматривать и дискету с напыленным магнитным слоем для компьютера, и листок бумаги с печатным текстом, и структурированный расклад мегалитов Стоунхенджа, и суперпозицию электростатических и электромагнитных потенциалов произвольного узла геоаномальной зоны.
Причем, так называемые аномальные объекты и зоны, не только являются коллекторами значительных объемов информации, но, одновременно, и обладают средствами коммуникации, которые достаточно хорошо согласуются с устройствами ввода-вывода информационных потоков материальных структур под названием HomoSapiens. А, под воздействием упомянутых информационных потоков, с сознании человека (на уровне условнорефлекторных структур) и в его организме (на уровне безусловных рефлексов) вполне может сформироваться некий иллюзорный фантом, который будет восприниматься человеком, как объективная реальность.
Здесь стоит упомянуть еще один аспект, касающийся оценки и восприятия человеком так называемых аномальных явлений. Дело в том, что органы наших чувств являются не только системами передачи информации о воздействии внешних факторов для дальнейшей ее обработки мозгом, но и средствами первичной обработки и интерпретации поступающей информации в образы, для лучшего ее восприятия. Причем, образы эти, зачастую, не зависят от того, по какому каналу, слуховому, зрительному или осязательному была получена исходная информация. Все, наверное, помнят о том классическом "узелке на память", когда зрительный или тактильный эффектор стимулирует восстановление заданного образа в сознании. Под ассоциативным воздействием запаха вполне может возникнуть зрительный образ, с этим запахом связанный, например, запах духов знакомой женщины вполне могут оживить в памяти ее образ. Определенные изображения порой вызывают некие вкусовые образы, в частности, для людей сильно реагирующих на кислое, изображение лимона вполне может вызвать рефлекторную оскомину. В некоторых экспериментах, проводимых физиологами, при воздействии на головной мозг импульсами магнитного поля, испытуемый регистрировал визуальные эффекты в виде вспышек перед глазами. Примеров такого рода можно привести большое количество.
А общий вывод из сказанного можно сделать следующий. Для того, чтобы давать некоторую объективную оценку сообщениям разного рода очевидцев о наблюдении того или иного феномена, типа призраков, барабашек проявления "потусторонних" сил, следует не только оценить психофизиологическое состояние данного очевидца, но и провести ряд аппаратных исследований физических условий и факторов могущих проявляться на месте наблюдаемых явлений. Ибо в мире, в котором мы живем, происходящие события и явления могут принимать самые невообразимые формы, не выходя при этом за рамки известных физических законов.
Плюс зомбификация...
Традиционное определение понятия зомби следующее. Зомби - человек прошедший через состояние клинической смерти и процесс реанимации, сопровождающийся соответствующим ритуалом и лишившийся собственной воли при замене ее на комплекс внешнего воздействия, управляемого, как правило, инициатором состояния клинической смерти. Сам термин зародился где-то в дебрях Африки, а свое победное шествие по миру начал приблизительно в начале шестнадцатого века с берегов солнечного острова Гаити.
В классическом варианте зомби характеризуют как безвольных исполнителей воли злого колдуна-бокора. На Гаити зомби трудились (а, по некоторым сведениям, такая практика сохраняется в некоторых районах Гаити и по сей день) на плантациях сахарного тростника с утра до вечера. Для поддержания работоспособности им достаточно было небольшого количества объедков.
Существовал также ряд чисто бытовых ограничений и рекомендаций. Не рекомендовалось, например, давать зомби мясо или называть его по имени, поскольку, в этом случае он мог прийти в гнев и стать буен. В этом случае рекомендовалось прострелить ему голову и закопать, теперь уже навсегда. Кроме того, во избежание превращения дорогого усопшего в зомби, родным предписывалось хоронить его с набитым землей и зашитым ртом, да к тому же лицом вниз. Ибо существовала стойкая традиция, что для того, чтобы покойник мог встать из могилы на зов колдуна, ему необходимо прежде произнести некий "отзыв".
Собственно, пальма первенства в этом вопросе принадлежит вовсе не жрецам Вуду. Если отнестись к библии, как к достоверному источнику исторической информации, то обнаружим, что практика оживления мертвых была реализована как самим Христом, так и по отношению к нему самому. И хотя приемы и методы создания зомби в библейские времена остались до сей поры тайной за семью печатями, ясно уже то, что операции такого рода были процессом штучным и широкого распространения не получили.
Методы же гаитянских мастеров имели в достаточной степени повторяемую структуру, вследствие чего процесс был поставлен на поток. Однако сама технология процесс не была доведена до требуемого совершенства, поскольку при ее использовании подразумевалась блокада некоторых значимых механизмов центральной нервной системы, что приводило к слишком быстрому износу конструкции и скорому прекращению функционирования субъекта, подвергшегося зомбированию, вследствие распада клеточных структур.
Со временем понятие зомби постепенно трансформировалось в сторону расширения смыслового восприятия этого термина. В настоящее время зомби называется человек, тем или иным образом лишенный собственной воли и используемый принудительным образом в мероприятиях, в которых заинтересован тот, кто инициировал состояние зомби. Проще говоря, использование рабского труда при гарантии полного непротивления упомянутого раба.
Стоит отметить, что легенды и мифы, связанные со способностью мертвецов проявлять повышенную посмертную активность при определенных условиях, характерны и для истории европейской части Евразийского континента. Достаточно вспомнить всем известные истории о вампирах и вурдалаках. Или об их славянских аналогах - упырях и навьях. Существует, правда, одно маленькое "но". Вампиры, вурдалаки, упыри - суть человеческие существа, у которых тем или иным способом произошла инициализация изменения обменных процессов организма, вследствие чего, для нормального существования им было необходимо использованть в пищу кровь живых существ. Навьи же, по различным определениям, либо неуспокоенные души предков, либо мертвецы, ожившие по причине не до конца сведенных счетов с кем-то из живых. Отличие этих групп существ от зомби прежде всего в наличии собственного волеизъявления. В то время как зомби - воплощение мечты любого рабовладельца, практически биологический робот с широким спектром программных функций.
Историческое развитие социальных отношений и производительных сил закономерно привело к некоторым изменениям требований, предъявляемых к созданию управляемых индивидов. Классические методики создание зомби ныне воспринимаются, как откровенно устаревшие и используются либо от явного недостатка средств, либо любителями стиля "ретро", либо лицами, помешанными на традиционализме. За прошедшие годы технологии воздействия на умы и организмы претерпели значительные качественные изменения.
Фармакологическое воздействие, получившее название психопропного, Электронно-лучевое - психотронное. Информационное - НЛП и т.д.
Аспекты популяризации
Такие термины, как "барабашка", "полтергейст", "геопатогенная зона", (реже - "домовой", "сглаз", "порча") и многие другие, знакомы каждому современному человеку. Названия эти стали столь популярны, прежде всего, из-за неумеренной активности журналистов и популяризаторов, охочих до всего "горячего". С их легкой руки различные слухи, домыслы, суеверия из стихийного русла народных баек и сплетен постепенно преобразились в отлаженную индустрию иллюзорных построений. Теперь, когда неясные доселе предания обрели плоть газетных и книжных публикаций, научных и популярных статей, фильмов, теле- и радиопередач, не худо было бы разобраться, хотя бы в общих чертах, в причинах столь бурного роста уровня заинтересованности людей в этих областях.
1 Суетное любопытство обывателя, перегруженного стрессами окружающего мира и постоянно стремящегося ко все большей "дозе" развлечений и бездумности. Как тут не вспомнить блистательную "Повесть о Ходже Насреддине" Соловьева и созданного им образа "Большого Бухарца"! Отсюда и чисто коммерческий интерес ко всякого рода "непонятностям", "таинствам" и чудесам. А там, где существует уверенный спрос, и предложение по его удовлетворению появляется незамедлительно. Справедливости ради, стоит отметить, что качество предлагаемого товара растет день ото дня. Доходит порой до смешного. Если некоторое время назад даже журналисты, уверяющие в том, что освещают в своих статьях реальные события, писали откровенные выдумки, то в настоящее время, даже некоторые писатели-фантасты(!) зачастую лишь литературно облагораживают некоторые события, происходившие на самом деле. В науке это, кстати, называется парадоксом.
2 В реальной жизни довольно часто происходят явления, которые, с точки зрения обычного человека, не укладываются в рамки привычных представлений о законах природы. Вследствие этого, люди, которых подобные события "задевают за живое", начинают искать хоть какое-нибудь объяснение, способное вогнать подобного рода феномен в рамки привычной и уютной собственной модели мира. А, когда это не удается сделать, начинают расширять эти рамки в произвольном направлении. И очень часто в сторону иллюзорных построений, весьма далеких от реальной действительности. Да и то сказать, у многих ли есть возможность подводить экспериментально подтвержденную теоретическую базу под те феноменальные явления, с которыми приходится порой сталкиваться?
3 Существует еще и аспект социального управления, когда определенным кругам становится необходимо внедрить ту или иную догму или иллюзию в народные массы, в целях, так сказать, оптимального управления. Можно, конечно, начать размахивать руками, кричать и возмущаться, причем, как позицией автора, так и реальным положением вещей. Да только, что от этого изменится? Окружающий нас мир, как говорил классик, суть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Попытаться бежать от этой реальности можно, но вот многим ли, за исключением самоубийц и сумасшедших, это удавалось?
Хотя, положа руку на сердце, должен отметить, что попытки конструирования некой среды, оппозитной по отношению к нашей реальности, с целью бегства в нее, с каждым годом все ближе к воплощению в реальность. (Прошу простить за невольный каламбур.) О возможности создания иллюзорной среды неотличимой от реальности писал еще Станислав Лем в рассказе "Футурологический конгресс". С того времени прошло не так уж много лет, а мутный поток наркотиков и галлюциногенов уже захлестывает города и веси. Буквально несколько лет назад фантасты начали описывать миры виртуальной реальности, а мы уже имеем возможность наблюдать, как армии программистов и конструкторов компьютерного "железа" все успешнее воплощают этот замысел в жизнь.
С различного рода необычными проявлениями окружающего мира тоже происходят определенные изменения. Тут ситуация, как с реакцией на погоду. Полтора - два десятка лет назад много ли было людей, чутко реагирующих на изменения погоды? Раз, два и обчелся. Старческая или ревматическая реакция на изменение погодных условий для большинства скорее была поводом для усмешки. В настоящее же время веселья это явление не вызывает, а количество и возрастная категория метеозависимых людей резко расширились. В отношении феноменальных явлений внезапно (ну, ясное дело!), происходящих в жизни людей, обнаруживаем аналогичные изменения - веры в них стало больше, а восприятие - обострилось.
И, как это не грустно признавать, процесс популяризации, который, как было сказано, явился реакцией на возросший спрос на чудеса и на более совершенные методы информационного управления социумом, во многом усугубил и ухудшил состояние психического климата в современном обществе. Прежде всего, тем, что, сбрасывая на человека поток все новой информации о фактах и событиях "аномального" толка, скорее "замуровывает" сознание стеной неизбежности и фатальности подобного рода явлений, нежели дает возможность и метод защиты от этих явлений и адаптации к новому мироощущению.