1. МЫСЛИТЕЛЬ НАЕДИНЕ С СОБОЙ *
1
Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться
жизни.
2
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
3
Тем, как и что почитаешь, образуешь всегда вокруг себя
дистанцию.
4
Я мог бы погибнуть от каждого отдельного аффекта,
присущего мне. Я всегда сталкивал их друг с другом.
Мое сильнейшее свойство -- самоопределение. Но оно же по
большей части оказывается и моей нуждой -- я всегда стою на
краю бездны.
5
Я должен быть ангелом, если только я хочу жить: вы же
живете в других условиях.
6
Что же поддерживало меня? Всегда лишь беременность. И
всякий раз с появлением на свет творения жизнь моя повисала на
волоске.
7
Я чувствую в себе склонность быть обворованным,
обобранным. Но стоило только мне замечать, что все шло к тому,
чтобы /обманывать/ меня, как я впадал в /эгоизм/.
8
Как только благоразумие говорит: "Не делай этого, это
будет дурно истолковано", я всегда поступаю вопреки ему.
9
Мне никогда не бывает в полной мере хорошо с людьми. Я
смеюсь всякий раз над врагом раньше, чем ему приходится
заглаживать свою вину передо мной. Но я мог бы легко совершить
убийство в состоянии аффекта.
10
Испытывал ли я когда-нибудь угрызения совести? Память моя
хранит на этот счет молчание.
11
Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.
12
Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал
бы отвращение или ненависть.
13
Я ненавижу людей, не умеющих прощать.
14
Человек, ни разу еще не думавший о деньгах, о чести, о
приобретении влиятельных связей, -- да разве может он знать
людей?
15
Люблю ли я музыку? Я не знаю: слишком часто я ее и
ненавижу. Но музыка любит меня, и стоит лишь кому-то покинуть
меня, как она мигом рвется ко мне и хочет быть любимой.
16
Это благородно -- стыдиться лучшего в себе, так как только
сам и обладаешь им.
17
Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и
держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно
является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится
теперь любезничать с этим "ангелом Божьим"!
18
После того как я узрел бушующее море с чистым, светящимся
небом над ним, я не выношу уже всех бессолнечных, затянутых
тучами страстей, которым неведом иной свет, кроме молнии.
19
Мой глаз видит идеалы других людей, и зрелище это часто
восхищает меня; вы же, близорукие, думаете, что это -- мои
идеалы.
20
"Друг, все, что ты любил, разочаровало тебя: разочарование
стало вконец твоей привычкой, и твоя последняя любовь, которую
ты называешь любовью к "истине", есть, должно быть, как раз
любовь -- к разочарованию".
21
Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен
соблазну влюбиться в неразумное.
22
Лестница моих чувств высока, и вовсе не без охоты
усаживаюсь я на самых низких ее ступенях, как раз оттого, что
часто слишком долго приходится мне сидеть на самых высоких:
оттого, что ветер дудит там пронзительно и свет часто бывает
слишком ярким.
23
"Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль,
пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в
одиночество".
24
Лишь теперь я одинок: я жаждал людей, я домогался людей --
а находил всегда лишь /себя самого/ -- и больше не жажду себя.
25
*/Цель аскетизма/*. Следует выжидать /свою/ жажду и дать
ей полностью созреть: иначе никогда не откроешь /своего/
источника, который никогда не может быть источником кого-либо
другого.
26
Я хотел быть философом /неприятных истин/ -- на протяжении
шести лет.
27
Искал ли уже когда-нибудь кто-либо на своем пути истину,
как это до сих пор делал я, -- противясь и переча всему, что
благоприятствовало моему непосредственному чувству?
28
Было время, когда меня охватило /отвращение к самому
себе/: летом 1876 года. Опасность заблуждения, нечистая научная
совесть в связи с примесью метафизики, чувство чего-то
утрированного, смехотворное притязание на "судейство". -- Итак,
набраться ума и /попытаться/ жить в величайшей трезвости, без
метафизических предпосылок. "Свободный ум" превозмог меня! --
компрессы со льдом.
Мое отвращение к человеку стало слишком велико. Равным
образом обратное отвращение к моральному высокомерию моего
идеализма. Я приближался ко всему презренному, я искал в себе
как раз достойное презрения: мне хотелось умерить свой пыл. Я
выступил /против/ всех /обвинителей/ человечества -- я лишил их
и себя права на /высокопарность/. Критический порыв искал
/жизни/. -- Героизм сводился отныне к тому, чтобы
/довольствоваться/ самым малым: пустыней.
Героизмом стало: умалить в самом себе интеллектуальный
порыв, вообразить его аффектом. Я поносил аффект, чтобы /после/
сказать: мне больше /нет/ проку от аффекта! Жизнь в
сопровождении морали невыносима (гнет /Вагнера/ стал таковым
уже раньше).
29
Что до героя, я не столь уж хорошего мнения о нем -- и
все-таки: он -- наиболее приемлемая форма существования, в
особенности когда нет другого выбора.
30
Героизм -- таково настроение человека, стремящегося к
цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм --
это /добрая воля/ к абсолютной самопогибели.
31
Противоположностью героического идеала является идеал
гармонической всеразвитости -- прекрасная противоположность и
вполне желательная! Но идеал этот действителен лишь для
добротных людей (например, Гете).
32
/Причинять боль тому, кого мы любим/, -- сущая чертовщина.
По отношению к нам самим таково состояние героических людей:
предельное насилие. Стремление впасть в противоположную
крайность относится сюда же.
33
Возвышенный человек, видя возвышенное, становится
свободным, уверенным, широким, спокойным, радостным, но
совершенно прекрасное потрясает его своим видом и сшибает с
ног: перед ним он отрицает самого себя.
34
Кто не живет в возвышенном, как дома, тот воспринимает
возвышенное как нечто жуткое и фальшивое.
35
Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые
люди: таков их единственный способ выносить самих себя.
35а
Стремление к величию выдает с головой: кто обладает
величием, тот стремиться к доброте.
35б
Кто стремиться к величию, у того есть основания увенчивать
свой путь и довольствоваться количеством. /Люди качества
стремятся к малому./
36
В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий
снедаем искусом /отшвырнуть от себя/ свою жизнь. Каждой победе
присуще презрение к жизни.
37
Всякий восторг заключает в себе нечто вроде испуга и
бегства от самих себя -- временами даже само-/отречение/,
само-отрицание.
38
Желать чего-то и добиваться этого -- считается признаком
сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки
добиваться этого -- свойственно сильнейшим, которые ощущают
себя воплощенным фатумом.
39
Пережить многое, сопережить при этом множество прошедших
вещей, пережить воедино множество собственных и чужих
переживаний -- это творит высших людей, я называю их "суммами".
40
Заблистать через триста лет -- моя жажда славы.
41
Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда
причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они
требовали от него невозможного.
42
Если ты прежде всего и при всех обстоятельствах не внушает
страха, то никто не примет тебя настолько всерьез, чтобы в
конце концов полюбить тебя.
43
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго
промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
44
Из всех европейцев, живущих и живших -- Платон, Вольтер,
Гете, -- я обладаю душой /самого широкого диапазона/. Это
зависит от обстоятельств, связанных не столько со мной, сколько
с "сущностью вещей", -- я мог бы стать /Буддой/ Европы: что,
конечно, было бы антиподом индийского.
45
Во мне теперь /острие/ всего морального размышления и
работы в Европе.
46
Покуда к тебе относятся враждебно, ты еще не превозмог
своего времени: ему не положено видеть тебя -- столь высоким и
отдаленным должен ты быть для него.
46а
Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот
еще недостаточно определил его -- или отстал от него.
47
Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были
лишь представителями какого-то великого дела.
48
Если имеешь счастье оставаться темным, то можешь
воспользоваться и льготами, предоставляемыми темнотой, и в
особенности "болтать всякое".
49
В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед
за тобою.
50
Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем /взыскательнее/
становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком,
ибо все прочее не /утоляет/ его любви.
* 2. О ПОЗНАНИИ *
51
И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник
стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее
жестокость.
52
И правдивость есть лишь одно из средств, ведущих к
познанию, одна лестница, -- но не /сама/ лестница.
53
Жизнь ради познания есть, пожалуй, нечто безумное; и все
же она есть признак веселого настроения. Человек, одержимый
этой волей, выглядит столь же потешным образом, как слон,
силящийся /стоять/ на голове.
54
Для познающего всякое право собственности теряет силу: или
же все есть грабеж и воровство.
55
Лишь недостатком вкуса можно объяснить, когда человек
познания все еще рядится в тогу "морального человека": как раз
по нему и /видно/, что он "не нуждается" в морали.
56
Изолгана и сама ценность познавания: познающие говорили о
ней всегда в свою защиту -- они всегда были слишком
исключениями и почти что преступниками.
57
Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали
вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы
узнать, каково на душе у вора и убийцы?
58
Видеть и все же не верить, -- первая добродетель
познающего; видимость -- величайший его искуситель.
59
Чем ближе ты к полному охлаждению в отношении всего
чтимого тобою доныне, тем больше приближаешься ты и к новому
разогреванию.
60
В усталости нами овладевают и давно преодоленные понятия.
61
Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и
в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или,
как говорят, сердца и головы) -- это суть мужчина и женщина;
между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И
заметьте хорошенько: /сердце/ здесь мужчина, а /голова/ --
женщина!
62
Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в
опасности. О, уж этот язык!
63
Лишь человек делает мир мыслимым -- мы все еще заняты
этим: и если он его однажды понял, он чувствует, что мир отныне
его /творение/ -- ах, и вот же ему приходится теперь, подобно
всякому творцу, /любить/ свое творение!
64
Высшее мужество познающего обнаруживается не там, где он
вызывает удивление и ужас, -- но там, где далекие от познания
люди /воспринимают/ его поверхностным, низменным, трусливым,
равнодушным.
65
Это свойственное познаванию хорошее, тонкое, строгое
чувство, из которого вы вовсе не хотите сотворить себе
добродетели, есть цвет многих добродетелей: но заповедь "ты
должен", из которого оно возникло, уже не предстает взору;
корень ее сокрыт под землей.
66
Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого
нормальная температура, -- лишь тени вещей; при этом те и
другие нуждаются в одинаковых словах.
67
Что вы знаете о том, как сумасшедший любит разум, как
лихорадящий любит лед!
68
Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не
может отделаться от ужасного впечатления, которое производят
животные, чей глаз медленно, как бы на стержне,
/вытаращивается/ из головы и оглядывается вокруг.
69
Он одинок и лишен всего, кроме своих мыслей: что
удивительного в том, что он часто нежится и лукавит с ними и
дергает их за уши! -- А вы, грубияны, говорите -- он /скептик/.
70
Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только
"да", но и "нет" кажется слишком патетическим, -- он не
принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их
путях, он внезапно останавливается и бежит прочь -- в заросли
скепсиса.
71
Когда спариваются скепсис и томление, возникает /мистика/.
72
Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике,
тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных
стигматами.
73
Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из
инстинктов: в инстинкте мести.
74
Кто /чувствует/ несвободу воли, тот душевнобольной; кто
/отрицает/ ее, тот глуп.
75
Совершенное познание необходимости устранило бы всякое
"долженствование", -- но и постигло бы необходимость
"долженствования", как следствие /незнания/.
76
Против /эпикурейцев/. -- Они /избавились/ от какого-то
заблуждения и наслаждаются волей, как бывшие пленники. Или они
преодолели, либо /верят/ в то, что преодолели, противника, к
которому испытывали ревность, -- без малейшего сочувствия к
тому, кто ощущал себя не в плену, а в /безопасности/, -- без
сочувствия и к страданию самих преодоленных.
77
Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни
всегда размышляют о своей защите, другие -- о нападении на
своих врагов.
78
Нести при себе свое золото в неотчеканенном виде связано с
неудобствами; так поступает мыслитель, лишенный формул.
79
/Дюринг/: человек, отпугивающий сам от своего образа
мыслей и, как вечно тявкающий и кусачий пес на привязи,
улегшийся перед своей философией. Никто не пожелает себе такую
обрызганную слюною душу. Оттого его философия не привлекает.
* 3. ПОСЛЕ СМЕРТИ БОГА *
80
Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и
уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.
81
Настало время, когда дьявол должен быть адвокатом Бога:
если и сам он хочет иначе продлить свое существование.
82
Богу, который любит, не делает чести заставлять любить
Себя: он скорее предпочел бы быть ненавистным.
83
Каждая церковь -- камень на могиле Богочеловека: ей
непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.
84
Верующий находит своего естественного врага не в
свободомыслящем, а в религиозном человеке.
84а
Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а
новый ум, обладающий новой верой.
85
Содеянное из любви /не/ морально, а религиозно.
86
Кто не находит больше в Боге великого как такового, тот
вообще не находит его уже нигде -- он должен либо отрицать его,
либо созидать.
87
Любя, мы творим людей по подобию /нашего/ Бога, -- и лишь
затем мы от всего сердца ненавидим /нашего/ дьявола.
88
Творить: это значит -- выставлять из себя нечто, делать
себя более пустым, более бедным и более любящим. Когда Бог
сотворил мир, Он и сам был тогда не больше чем пустым понятием
-- и любовью к сотворенному.
89
Вы называете это саморазложением Бога: но это лишь его
шелушение -- он сбрасывает свою моральную кожу! И вскоре вам
предстоит увидеть Его снова, по ту сторону добра и зла.
90
Господствовать -- и не быть больше рабом Божьим:
/осталось/ лишь это средство, чтобы облагородить людей.
* 4. О МОРАЛИ *
91
Мораль -- это важничанье человека перед природой.
92
"Не существует человека, ибо не существовало первого
человека!" -- так заключают животные.
93
Должно быть, некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить
людей гордостью: а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы
замучить их самопрезрением. --
94
Мораль нынче увертка для лишних и случайных людей, для
нищего духом и силою отребья, которому не /следовало бы/ жить,
-- мораль, поскольку милосердие; ибо она говорит каждому: "ты
все-таки представляешь собою нечто весьма важное", -- что,
разумеется, есть ложь.
95
/Условия существования/ некоего существа, поскольку они
выражают себя в плане /"долженствования"/, суть его /мораль/.
96
Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда
морализируют злые, они вызывают страх.
97
Во всякой морали дело идет о том, чтобы /открывать/ либо
/искать высшие состояния жизни/, где /разъятые/ доселе
способности могли бы соединиться.
98
В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить
себе право на нее составляет смысл всех моих исторических
вопросов о морали. Это ужасно трудно -- сотворить себе такое
/право/.
99
Право на новые собственные /ценности/ -- откуда возьму я
его? Из права всех старых ценностей и границ этих ценностей.
100
"Послушание" и "закон" -- это звучит из всех моральных
чувств. Но "произвол" и "свобода" могли бы стать еще, пожалуй,
последним звучанием морали.