Древнее искусство ясновидения. Его основу составляет сосредоточение на определенном предмете, как правило, с блестящей поверхностью, вызывающее появление видений. Маги (см. МАГИЯ) и ВЕДЬМЫ во все века практиковали гадание на "магическом кристалле". Типической фигурой такого прорицателя является цыганка, предсказывающая судьбу клиента в темной комнате по видениям в хрустальном шаре (см. ЦЫГАНЕ).
Английское название такого гадания, "scrying", происходит от слова "descry" - неясно различать, обнаруживать. К услугам гадалки обращаются, как правило, люди, желающие узнать будущее, найти решение проблемы или узнать ответ на какой-то вопрос, обнаружить потерянный предмет, выследить или опознать преступника. В средние века в роли гадалки выступали мудрые ЗНАХАРКИ и ЗНАХАРИ, которых, возможно, называли ведьмами, обладающие природным даром ясновидения.
Гадать можно не только по хрустальным шарам, но практически по любым гладким и блестящим предметам, хорошо отражающим свет. Первые прорицатели гадали по ночам, используя просто гладкую поверхность воды в озере или пруду. Сейчас многие из них применяют предметы с отражающими поверхностями: зеркала, полированные КАМНИ и металлы, сосуды с жидкостью. В течение многих столетий египетские жрецы использовали чаши с чернилами, КРОВЬЮ или другими темными жидкостями. Свои знаменитые предсказания НОСТРАДАМУС делал в XVI веке, глядя на поверхность воды. В этом же веке придворный маг английской короны ДЖОН ДИ видел будущее в хрустальном яйце и в осколке обсидиана, якобы привезенном из Мексики Кортесом. АЛИСТЕР КРОУЛИ, а также многие другие колдуны использовали для гадания драгоценные камни. Кроули применял топаз, вставленный в крест из шести квадратов, раскрашенных киноварью.
Хрустальные шары не особенно широко использовались при гадании из-за своей громоздкости и дороговизны. В Англии стеклянные шарики часто применяли в качестве поплавков. Также в домах вешали ВЕДЬМИНЬ1 ШАРЫ - шары из крашеного стекла, служащие для предохранения от колдовства и СГЛАЗА. Излюбленным инструментом гадателей служило магическое ЗЕРКАЛО, вогнутую сторону которого по возможности окрашивали в черный цвет. Ведьмы сами изготовляли себе магические зеркала, украшая их волшебными СИГНАЛАМИ в первую половину лунного месяца и освящая подобно остальным рабочим средствам (см. ОРУДИЯ ВЕДЬМ). ДЖЕРАЛЬД Б.ГАРДНЕР использовал при гадании старую стеклянную раму от картины, которую он купил у лондонского старьевщика. Стекло было слегка изогнуто и окрашено в черный цвет с внутренней стороны.
Иногда в качестве инструмента для гадания используют КОТЕЛ, выкрашенный изнутри черным. Котел заполняют водой и бросают в него серебряную монету, символизирующую Луну в ночном небе.
Как и другая магическая работа, гадание по зеркалу проходит внутри МАГИЧЕСКОГО КРУГА. Лучше всего гадать ночью, так как считается, что в это время суток яснее всего ощущается психическая вибрация. Методика гаданий различна, но после сосредоточения внимания прорицателя на зеркале у него либо начинаются видения, либо образы и впечатления передаются ему мысленно. Иногда видения аллегоричны и нуждаются в интерпретации. Научиться понимать значение символов можно только опытным путем.